Советуем почитать...

Литературная матрица


 Гуманитарный информационный центр советует почитать:  
 

Литературная матрица : учебник, написанный писателями, XX век : [сборник / сост. В. Левенталь, С. Друговейко-Должанская, П. Крусанов ; науч. ред. О. Богданова ; при участии Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та]. — [2-е изд.]. — СПб. ; М. : Лимбус Пресс, 2011. — 790, [1] с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-8370-0580-0.

Литературная матрица : учебник, написанный писателями, XIX век : [сборник / сост. В. Левенталь, С. Друговейко-Должанская, П. Крусанов ; науч. ред. О. Богданова ; при участии Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та]. — [2-е изд., испр. и доп.]. — СПб. ; М. : Лимбус Пресс, 2011. — 464 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-8370-0578-7.

Еще 10-15 лет назад вопрос о том, читать ли школьникам художественную литературу, включать или не включать произведения классиков русской литературы в школьную программу не стоял. А что теперь? Обязательный выпускной экзамен по литературе отменен. Тем не менее, русские классики в школьной программе остались. Так надо читать их произведения или нет? Ответ на этот вопрос и пытаются найти авторы и составители двух выпусков “Литературной матрицы”, которые вышли вторым изданием. Каждый из них посвящен определенному периоду истории русской литературы – XIX и XX векам, в общей сложности 39 писателям, от А. С. Грибоедова до А. И. Солженицына.

В предисловии к этим выпускам “Школьная программа по литературе: руководство пользователя” авторы пишут: “необходимо разрушить самый стойкий предрассудок: будто бы чтение хорошей литературы – безусловное удовольствие. Ни одна книга не сделает человека счастливым, но так уж получилось, что именно художественная литература стала для разумного населения земного шара аккумулятором смысла того, что люди за последние пару-тройку тысячелетий поняли о жизни и о себе. Пройдут сотни лет, прежде чем кино или иное гипотетическое искусство будущего сможет сравняться по осмысленности с батареей мировой литературы”.

Каждая статья этих сборников – опыт настоящего чтения, чтения всерьез. Любая из этих статей может вызвать протест: я не согласен. В нескольких случаях не согласны – друг с другом или с авторами – оказались и сами составители сборника. Именно поэтому некоторым русским писателям в этих книгах посвящено не по одной, а по две статьи.

Авторы сборников не ученые, а писатели и поэты. С литературоведческими трудами они в большинстве своем не знакомы. Это люди разного возраста, даже разных поколений, разного, что называется “ базового образования”, живущие как в России, так  и за ее пределами. Составители старались, чтобы статьи этих авторов отражали не личные пристрастия, а современное состояние русской литературы во всем ее многообразии, как в эстетическом, так и в идейном, - чтобы читатель мог не только проследить, чем жила русская литература с начала XIX  по середину XX веков, но и увидеть, чем она жива сегодня.

Главное, чего хотелось бы составителям этих книг, - чтобы тот, кто прочтет хоть несколько статей, почувствовал необходимость заглянуть в тексты произведений русской литературы, входящих в “школьную программу”. Потому что школьная программа по литературе – “это на самом – то деле программа для активации человеческого в человеке, и надо только понять, где тут кнопка “enter” и как ее нажать”.

Отзывы об этом двухтомнике неоднозначны. Кто-то не может понять - по какому принципу отбирались персоналии, кому-то показался странным авторский коллектив. Все это очень субъективно. Но выбор сделан, “учебник” написан, а читателям остается только принять или не принять суждения  людей, которые считают русскую классическую литературу национальным достоянием.