Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке
Гуманитарный информационный центр советует почитать:
Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке : [монография / Т. Г. Ашуркова, Г. П. Байгарина, Е. Г. Борисова и др.] ; под ред. М. Н. Володиной. — М. : Академический Проект, 2011. — 331, [1] с. : ил., табл. — (Gaudeamus). — Авт. указаны на 327-329-й с. текста. — Библиогр. в конце разд. — ISBN 978-5-8291-1387-2.
Главная особенность использования языка и дискурса СМИ в XXI веке связана с глобализацией информационных процессов и расширением их воздействия на человека с помощью медийных средств, которые по-новому структурируют “старые” формы коммуникации.
В представляемой коллективной монографии, вышедшей в рамках одноименного проекта, продолжается комплексное исследование языка СМИ в аспекте восприятия и продуцирования медиатекста. Это новое научное направление, основы которого заложены на филологическом факультете Московского государственного университета. Основу книги составляют доклады, прочитанные на прошедшей в 2008 году в МГУ конференции “Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования”. В них освещались общие и частные проблемы изучения языка и дискурса СМИ, наиболее актуальные в настоящее время. К ним относятся: информационно-языковая экология общества, роль СМИ в процессе формирования личности, механизмы воздействия СМИ на массовое и индивидуальное сознание, используемые в политическом, рекламном и других видах дискурса. Особое внимание уделялось рассмотрение речевой практики СМИ в отношении к языковой норме, а также активных процессов в развитии русского литературного языка, проявляющихся в текстах СМИ.
Анализировались виды и жанры медийного дискурса, представленные в прессе, на телевидении и в Интернете, с учетом национальной и региональной специфики их функционирования.
Авторами издания являются филологи, философы, социологи, психологи и журналисты – ученые из разных городов (в том числе из Екатеринбурга) и республик России, а также из Казахстана и Украины.
Книга состоит из четырех частей:
1. Язык СМИ в обществе;
2. Теоретические основы и методы исследования языка и дискурса СМИ;
3. Медиадискурс как средство воздействия на сознание;
4. Язык и стиль медиатекста.
Комплекс проблем, рассматриваемых в книге, остро ставит вопрос о формировании высокой информационно-языковой культуры в обществе, о сохранении национальных языковых традиций и культуры речи, о средствах массовой информации, отвечающих данным требованиям.