ГЛАВНАЯ | ИСТОЧНИКИ | ГЛОССАРИЙ | ХРОНОЛОГИЯ | КАРТЫ | ГАЛЕРЕЯ | ТЕСТЫ

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Подборки документов по истории Древней Греции и Древнего Рима осуществлялись неоднократно. В основу большей части хрестоматий, предназначенных для учебных целей студентов вузов, положен хронологический принцип. Как правило, отрывки из источников освещают основные внутри- и внешнеполитические события античной эпохи. Подобный принцип позволяет представить развитие греческой и римской государственности, сущность политических институтов, взаимоотношения внутри гражданского коллектива и ход событий, участниками которых являлись граждане на различных этапах развития государств. Существенно отличается построение материала в последней по времени Хрестоматии, которая носит название «Человек античности: Идеалы и реальность» (составители И. О. Исаева, И. Л. Маяк. М., 1992). Цель ее – показать характерные черты гражданина, которые проявлялись в его общественной и частной жизни.
В настоящей хрестоматии, которая может быть использована как в средней школе, так и в рамках вузовского преподавания, поставлена близкая задача – познакомить читателя с отрывками из произведений греческих и латинских авторов, которые позволят составить представление о личности на различных стадиях развития античного общества: в период становления общества и государства, в эпоху расцвета и кризиса полиса. Основной акцент сделан на раскрытии взаимоотношений внутри гражданского коллектива, характеристике человека, среды его обитания, месте гражданина в системе общественных структур древности.
Государства античности – полисы, по определению величайшего теоретика Эллады Аристотеля – представляли собой сообщества (См.: Политика, III, 4, 4), цель которых – обеспечение благой жизни гражданам. Необходимым условием существования полиса являлось владение членами общины землей (Там же, VII, 8, 1). Однако форма владения землей в полисах – гражданских общинах – имела существенные отличия. Один из вариантов можно видеть на примере Афинского полиса, другой – в Спарте.
В Аттике верховным собственником земельного фонда являлся весь гражданский коллектив, но право распоряжения земельным участком (передача по наследству, право продажи земельного участка) принадлежало отдельным его членам. Аристотель следующим образом охарактеризовал систему землевладения в полисе: «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, в абсолютном же она должна быть частной» (Политика, II, 2, 4). Иной вариант собственности и развития общественных структур и личности дает история Спарты, где частной собственности не существовало: клеры (земельные наделы) спартиатов не могли быть отчуждаемыми.
Различия в формах собственности, возникшие на ранних стадиях развития государственности, породили различия и в системе отношений внутри гражданского коллектива. Связь гражданина с земельным участком на ранней стадии полисного развития выражалась в том, что только владелец земли обладал гражданскими правами, одновременно являясь носителем политической власти и воином.
Одной из основных тенденций развития полиса являлось формирование демократических принципов, равенства политических прав и обязанностей владельцев отдельных домохозяйств, однако на различных стадиях развития общества эта тенденция видоизменялась, что неминуемо приводило к изменению отношения граждан к своим обязанностям. Показать это на материале источников, предоставив в распоряжение читателя данные, характеризующие различные стадии развития гражданского коллектива и индивидуума в период зарождения, расцвета и кризиса античного общества. – одна из задач настоящего издания. Но при воссоздании характерных черт личности необходимо учитывать микро- и макросреду обитания гражданина. В традиционных вариантах хрестоматий из-за технических возможностей сделать это не представлялось возможным. Визуальный ряд, сопровождающий географическую номенклатуру, топографические детали античных центров и их сооружения, произведения выдающихся скульпторов и архитекторов Эллады, дополняет образ создателей античной цивилизации.
Такое построение материалов позволяет более четко представить характер взаимоотношений между отдельными гражданами (лидеры и народ), проследить изменения в сфере государственности (народ и власть), выявить то новое, что появлялось в мировоззрении членов гражданской общины, представить фон, на котором протекала жизнь гражданина.
Для создания визуального ряда использованы личные архивы составителя учебного пособия и преподавателя Тюменского университета В. А. Филиппова, в незначительной мере дополненного иллюстрациями из различных альбомов и путеводителей по Греции (список прилагается).

Информация для пользователя

1. Слова, выделенные в тексте зеленым курсивом, объяснены непосредственно после текста источника.
2. При последовательной публикации фрагментов из одного и того же произведения фамилия переводчика указывается только в первом случае.
3. Кроме академических изданий переводов на русский язык, список которых приведен, использованы также отрывки из следующих хрестоматий: Хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. В. В. Струве. М., 1951. Т. 2; Хрестоматия по истории Древней Греции: В 2-х т. / Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964; Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1987.
4. Деление на книги (римские цифры), главы и разделы глав (арабские цифры) приведено в соответствии с существующими изданиями источников.
5. Объяснения терминов, краткие справки об упоминаемых исторических личностях, об авторах античных трудов даны в Приложениях, сопровождаемых визуальным рядом. Визуальный ряд становится доступным при щелчке «мыши» по выделенному слову; знак «вопроса» при обращении к выделенному слову означает отсутствие образов.