Гуманитарный информационный центр советует почитать:
Мошков, Кирилл Владимирович. Блюз. Введение в историю / К. В. Мошков. — СПб. [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, [2010]. — 376, [1] с. : ил., портр., факс. — (Мир культуры, истории и философии). — Библиогр.: с. 373-375. — ISBN 978-5-8114-1098-9. — ISBN 978-5-91938-003-0.
Музыка сопровождает нас всю жизнь. Проходят годы, меняются музыкальные вкусы, пристрастия, мода. Сейчас чаще по радио, с экрана телевизора, из проезжающих мимо машин слышна в основном так называемая «попса». А ведь мировая музыкальная культура XX века многогранна и включает целый ряд массовых жанров. И одному из них – блюзу посвящена предлагаемая вашему вниманию книга.
Ее автор – музыкальный журналист, главный редактор журнала «Джаз. Ру», в течение 10 лет игравший в блюз-роковой группе. О блюзе на русском языке написано и издано совсем немного. А книги по сколько-нибудь систематической истории блюза – одного из примечательных явлений мировой музыкальной культуры, пронизавшего собой множество других массовых жанров, от джаза до рок-музыки, на русском языке нет.
В истории мировой музыкальной культуры было много случаев, когда музыка национально-культурных меньшинств серьезно влияла на массовые виды музыки большинства внутри какой-либо национальной культуры. Но ничто, по мнению автора, не сравнится с тем влиянием, которое не только на национальную музыкальную культуру Америки, но и на всю массовую музыкальную культуру в целом, оказала в течение XX века музыка афроамериканского меньшинства – граждан США африканского происхождения.
Блюз занимал уникальное место в культуре самих афроамериканцев. Заимствуя значительную часть своих выразительных средств у афроамериканской религиозной музыки (спиричуэлс и госпелз), блюз считался в самом афроамериканском сообществе музыкой греха. «Если человеку больно и он поет церковное, то он просит Бога о помощи. Если же он поет блюз, то он говорит только о себе и никого не просит помочь – и это уже грешно». Поэтому блюз – музыка крайнего индивидуализма, музыка глубоко личных переживаний.
Одновременно автор рассматривает блюз не только как чисто музыкальный феномен, но и как часть новейшей американской истории, помещая развитие музыкальных стилей в контекст социальных перемен в Америке на протяжении периода от рубежа XIX-XX веков и до 1960-1970 годов.
В предисловии автор пишет: «Почему в книге есть более или менее подробные рассказы о музыкантах, скажем N или X, но нет сколько-нибудь сведений о Y или Z, хотя тот или иной читатель знает их гораздо лучше? А просто книга называется «Блюз. Введение в историю», а не история блюза. Наступит время – и кто-нибудь напишет на русском языке более подробную блюзовую историю (может быть, и автор этой книги)».
И как всякое уважающее себя издание, книга содержит библиографию (35 названий) по заявленной теме.
Конечно, эта книга не рассчитана на массового читателя. Но есть надежда на то, что она написана и издана не зря и найдет своего заинтересованного и благодарного знатока и любителя мировой музыкальной культуры.